Только одна вещь дается сложнее, чем падение с круизного судна — выжить при падении. Это произошло в январе, когда 22-летний пассажир Royal Caribbean’s Oasis of the Seas упал за борт у берегов Мексики. После пассажиры и члены экипажа попутного корабля Disney Cruise Lines Magic, услышавшие его крики о помощи, бросили ему спасательную шлюпку. Благодаря их оперативным действиям, человек был чудом спасен.

    По данным сайта CruiseJunkie.com, который отслеживает подобные инциденты на море, 22 человека оказались за бортом в прошлом году («ЧЗБ», на языке круизных линий). А если учесть, что в прошлом году 22,1 миллиона человек проводили свой отпуск на круизном судне, то этот случай буквально является одним на миллион.

    За последнее десятилетие только 245 людей оказывались за бортом — это значительно более низкие показатели чем в «частном секторе» судов, где причинами несчастных случаев, как правило, являются совмещение рыбалки и алкоголя.

    Майкл Мак-Гарри, старший вице-президент по связям с общественностью в Cruise Line Industry Association, говорит, что такие случаи являются редкостью для судов, которые работают по основным направлениям.

    «Люди не просто падают за борт круизного лайнера», — говорит он. — «После тщательного расследования каждого случая со стороны властей было установлено, что несчастные случаи становятся результатом преднамеренного или неосторожного поступка».
    Джим Уокер, морской поверенный в охранной промышленности Майами, говорит, что подобные ситуации, когда человек оказывается за бортом, не являются простыми случаями «падения».

    «По моей оценке», — сказал он. — «В 40% случаев виновником является алкоголь. Десять процентов — самоубийцы. Остальные 50 процентов покрыты пеленой тайны. Вероятнее всего, эти случаи связаны с криминалом. Наиболее частый сценарий — мужчина бросает женщину за борт».

    Круизные линии проектируют свои корабли с рядом особенностей, чтобы способствовать снижению подобных случаев. «Единая минимальная высота перил и высота балкона, структурные барьеры наряду со многими другими мерами безопасности. Все это помогает предостеречь пассажиров от падения с круизного судна», — сказал Мак-Гарри.

    В 2010 году береговая охрана США создала Службу безопасности судов и Службу социального обеспечения. В их обязанности входит регулирование высоты перил и обучение членов экипажа, которые ответственны за эти ситуации.

    Обязанности включают в себя целый ряд мероприятий, утвержденных Эриком Элвийордом, представителем Holland America Line:

    • Оповещение с капитанского мостика.
    • Моряки должны быть размещены на ближайшей палубе, оперативно оценивать ситуацию и следить за готовностью шлюпок.
    • Для выполнения спасательных работ корабль должен быть замедлен и развернут.
    • Местные власти должны быть немедленно уведомлены.

    Поиск людей, упавших за борт — работа не легкая. Здесь важна скорость. «У нас есть скоростные дежурные шлюпки, которые быстро передвигаются», — говорит Элвийордом. — «Но все будет зависеть от скорости замедления корабля и расстояния до человека, упавшего за борт».

    Но Уокер говорит, для того, чтобы предотвратить подобные ситуации, можно сделать корабли больше и установить датчики движения и системы теплового обнаружения, которые подадут сигнал, когда кто-то падает за борт.

    Кроме того, Береговая охрана рассматривает новые правила для расследования преступлений на круизных судах, предусматривающие новые протоколы безопасности, а также установку систем обнаружения пассажиров за бортом.